На севере Чехии, в 90 километрах
от Праги и в 80 километрах на запад от Либереца, расположен
один из самых молодых чешских замков, построенный лишь в середине
XIX века - чешский замок Велке Бржезно в стиле
ампир.
ИСТОРИЯ
Чешский замок Велке
Бржезно был построен в 1842-1856 годах Карлом Хотеком,
бывшим бургграфом чешского королевства. Сначала это была вилла
в стиле позднего ампира, которая в дальнейшем, с ростом потребностей
своих хозяев выросла до размеров замка. Не избежал, несмотря
на свою молодость, замок Чехии Велке Бржезно и реконструкции - в 1885-1910
годах под руководством дрезденского архитектора Эрнста Фляйшера
были проведены масштабные работы, придавшие облику этого чешского
замка неоренессансный облик.
После образования независимой
Чехословакии в 20-х годах прошлого века чешский замок Велке
Бржезно был национализирован. Одно время в этом чешском замке
размещался детский дом, затем - партийная коммунистическая школа.
Но, наконец, здравый смысл возобладал, и в наши дни замок Велке
Бржезно широко открывает свои двери для посетителей, как музей
архитектуры, искусства и живописи XIX века.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Род Хотеков
Основатель чешского замка Велке Бржезно
граф Карл Хотек был очень интересным человеком. Получив прекрасное
образование, он путешествовал по Франции и Италии, а затем,
находясь на службе у австрийского императора, побывал в Триесте,
Венеции, Неаполе, занимал важные государственные посты в Тироле
и Форальберге и, наконец, в имперском суде в Вене. И, естественно,
назначение этого разностороннего, интеллигентного и энергичного
человека на должность богемского бурграфа (так во времена австрийского
владычества именовался наместник императора, управлявший Чехией)
внесло свежую струю в жизнь сонного и провинциального города,
которым в ту пору была Прага.
Первым делом Карл Хотек взялся
за решение транспортных проблем. Им была построена дорога между
Прагой и Карловыми
Варами(попутно были реконструированы колоннады и лечебницы
Карловых Вар), железная дорога (в те времена еще на лошадиной
тяге) между Ческими Будейовицами и Линцем, а также открыто регулярное
речное судоходство по Влтаве и Лабе. В самой Праге
Карл Хотек ввел газовое освещение, улицы и площади были заново
замощены и оборудованы ливневой канализацией и водостоками.
В те времена левый и правый берега Влтавы соединял лишь единственный
Карлов Мост, который абсолютно не справлялся с потоком транспортных
средств, стремящихся перебраться из одной части города в другую.
Чтобы решить эту проблему, был построен Цепной мост, а участок
набережной между мостами был превращен в популярнейший и по
сей день в Праге променад с прекрасным видеом на Пражский Град.
Таков далеко не полный перечень деяний этого
в полном смысле слова великого человека. Уйдя с государственной
службы в возрасте 60 лет, Карел Хотек удалился в постренный
им небольшой замок в стиле ампир в долине Лабы среди живописных
холмов Центральной Богемии - Вельке Бржезно. Здесь он и скончался
в 1868 году в возрасте 75 лет.
Другим выдающимся представителем
рода Хотеков стала внучка Карела, графиня София Хотек
(на фото), ставшая супругой наследника австрийского престола
эрцгерцога Франца Фердинанда. София была фрейлиной герцогини
Тешинской, на балу у которой и познакомилась с наследником
престола. Несколько лет продолжались частые визиты принца
в дом Тешинских, объясняемые возможным намерением Франца
Фердинанда взять в жены дочь герцога. И когда в 1899 году
эрцгерцог наконец объявил о своем намерении жениться на
Софии, при австрийском дворе разгорелся настоящий скандал,
против этого брака выступили не только император, но и
папа римский, немецкий кайзер и русский царь. Несмотря
на все препятствия, любовь восторжествовала, и 1 июля
1900 года эрцгерцог Франц Фердинанд сочетался браком с
графиней Софи Хотек в Рейхштадте. Никто из Габсбургов
не почтил своим присутствием этой церемонии.
|
 |
В дальнейшем, София и ее дети получили титул герцогов Гогенберг.
О дальнейшей жизни графини Хотек и эрцгерцога Фердинанда и их
трагической смерти в Сараево от руки сербского террориста можно
прочитать на странице сайта, посвященной чешскому замку Конопиште
в Центральной Чехии.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
Представляют интерес интерьеры всех помещений замка Вельке
Бржезно, сохранившие практически в неизменном виде их первоначальный
ампирный облик, приданный им еще при Кареле Хотеке, частично
реконструированные в неоренессансном стиле в конце XIX века
потомками бургграфа.Посмотрите картинную галерею с портретами
представителей рода Хотеков, библиотеку и рабочий кабинет Карела
Хотека, салон и другие помещения. Ну а напоследок можно прогуляться
по обширному замковому парку в английском стиле с прудами, беседками,
бассейном и дендрарием, в котором растут многие редкие деревья
и кустарники, обозначенные специальными табличками. Если Вы
выберете прогулку по парку с гидом, то проводник с удовольствием
расскажет вам обо всех деревьях и особенностях выращивания каждого
из них.
Чешский замок Велке Бржезно открыт для посетителей с мая по
сентябрь с 10.00 до 18.00, выходной - понедельник, в
апреле и октябре открыт только по субботам, воскресеньям и
праздничным дням, в апреле - с 10.00 до 17.00, в октябре
- с 10.00 до 16.00. Цена входного билета - 90 Крон
для взрослого, 70 Крон - для ребенка, от 3 до 6 лет -
10 Крон. Семейный билет стоит 220 Крон. Для осмотра
парка необходим отельный входной билет, цена его - 50 Крон.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Время в пути и расстояние
до чешского замка Велке Бржезно одинаковы, как от Либереца,
так и от Праги, поэтому я изложу оба
варианта поездки. Из Либереца выезжаем в восточном направлении
по автодороге Е 442 (13) в направлении Дечина
и Усти-над-Лабем (Dečin, Ustí nad Labem), через 65 километров
въезжаем в Дечин, через 3 километра съезжаем в направлении Грженско,Усти-Над-Лабем
(Hřensko, Ustí nad Labem) и тут же на круговом движении
выбираем первый съезд на автодорогу 261 в направлении
Литомержице (Litomeřice), проехав по которой еще 18 километров
прибываем в Велке Бржезно.
Из Праги выезжаем в
северном направлении по автомагистрали E55(D8), проехав
чуть более 50 километров, сворачиваем на дорогу 30 в
направлении Усти-Над-Лабем ( Ustí nad Labem), въехав
через 16 километров в Усти-над-Лабем, поворачиваем налево на
дорогу 261 в направлении Литомержице (Litomeřice),
через 13 километров прибываем в Велке Бржезно.
Можно добраться до чешского замка Велке Бржезно
из Либереца и поездом или автобусом с пересадкой в Дечине (Dečin)
либо Усте-над-Лабем (Ustí nad Labem). Цена билета от
140 до 170 Крон, время в пути от 2 до 3 часов. Вот основные
варианты:
Либерец
|
Транспорт
|
Пересадка
|
Прибытие
|
Транспорт
|
Отправление
|
Велке Бржезно
|
8.05
|
Автобус 690850 5
|
Усти-нал-Лабем
|
10.05
|
Автобус 592458 217
|
10.12
|
10.27
|
8.28
|
Поезд R 1158
|
Усти-нал-Лабем
|
10.32
|
Автобус 592458 219
|
11.14
|
11.27
|
10.28
|
Поезд R 1160
|
Дечин
|
12.09
|
Поезд Os 6469
|
12.11
|
12.32
|
12.28
|
Поезд R 1162
|
Дечин
|
14.09
|
Поезд Os 6471
|
14.11
|
14.32
|
14.28
|
Поезд R 1164
|
Дечин
|
16.09
|
Поезд Os 6473
|
16.11
|
16.32
|
В Усти-над-Лабем пересадка
с главного ж/д вокзала на главный автовокзал, расположены они
почти рядом, пяти минут для перехода хватит за глаза. В Дечине
надо пересаживаться на станции Дечин-Восток (Dečin-Vychod),
немного смущает отведенные на пересадку 2 минуты. Но, думаю,
если не успеете, можно посвятить высвободившееся до следующего
поезда время прогулке по Дечину.
Если захотите отправится
в замок Велке Бржезно из Праги, то планируйте
пересадку в Усти-над-Лабем, поезда из Праги
отправляются с главного вокзала (Hlavní nadraži), автобусы
- с автостанции Голешовице (Nadraži Holešovice), расписание
здесь не привожу, поскольку транспорт в этом направлении из
чешской столицы отправляется довольно часто. Если кому-нибудь
будет необходимо, напишите через "Обратную связь",
постараюсь выполнить это пожелание.

Для более
полной практической информации сайт чешского замка Велке Бржезно
"www.zamek-vbrezno.cz"